Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

              

У маленьких учеников

 Спросил художник Токмаков:

 «А кто умеет рисовать?»

 Рук поднялось - не сосчитать.

 

 Шестые классы. Токмаков

 И тут спросил учеников:

 «Ну, кто умеет рисовать?»

 Рук поднялось примерно пять.

 

В десятых классах Токмаков

 Опять спросил учеников:

 «Так кто умеет рисовать?»

 Рук поднятых и не видать.

 

А ведь ребята в самом деле

 Когда- то рисовать умели.

И солнце на листах смеялось…

 Куда всё это подевалось?

 

1985 

 Валентин Дмитриевич Берестов

Что происходит с нашими детьми за годы учёбы в школе? Как восторженные, уверенные в собственных силах малыши превращаются во взрослых скептиков-недоучек? Почему за годы учёбы утрачивается естественный интерес к исследованию и творчеству?

К основным проблемам начального общего образования сегодня эксперты относят:

·     беспомощность младших школьников в ситуациях, близких к реальным, оторванность полученных ими знаний от повседневной жизни;

·     недостаточный уровень формирования отдельных компонентов учебной деятельности – правильного понимания и чёткого выполнения инструкции, понимания учебной задачи, самоконтроля;

·     неумение пользоваться арсеналом учебных средств в нестандартной учебно-практической ситуации.

Образование есть процесс и результат развития личности в ходе её обучения и воспитания. Развитие – целевой ориентир образования. Если у дошкольника развивающую функцию выполняет игра, то к семи годам развития в игре уже не происходит. На смену ей приходит учебная деятельность. Доминанта начальной школы -  овладение способами действий. Однако целостная система универсальных учебных действий не может появиться иначе, чем в опыте самостоятельной деятельности. А это и есть проектирование.

К современным результатам образования относят:

·     самостоятельность учебно-практическую и социальную;

·     компетентность в решении проблем и принятии решений;

·     ответственность;

·     инициативность.

Эти результаты недостижимы иначе, как через проектную деятельность.

 

       Интуитивно сегодня все, кто связан с образованием, понимают, что проектная деятельность школьников предполагает их активность в образовательном процессе, без чего образование невозможно. И в то же время возникает ряд вопросов: что это за деятельность, что её мотивирует, кто её субъект, к каким результатам она приводит, как измерить этот результат? К сожалению, ответов на эти вопросы пока нет.

       Сегодня мы постараемся обсудить проектную деятельность с разных сторон, попытаемся выделить в ней важные ключевые черты и характеристики.

       Проектом может быть назван представленный аудитории замысел; сформулированная идея действия.

       Проектом может быть названа и сама последовательность шагов от замысла к реализации, завершающаяся получением некоторого продукта.

Проект всегда уникален и единичен.

       В педагогике метод учебных проектов используют уже около ста лет. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952). В книге «Школа и общество» он писал: «С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе». Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик считал чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

       Идеи проектного обучения возникли в России практически одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

В начале 1917 г. вышла в свет брошюра Н.К.Крупской под заглавием «Народное образование и демократия». В разделе, посвящённом американской школе, Надежда Константиновна изложила, систематизировала педагогические максимы и Джона Дьюи.

Идеи прагматизма и метод проектов привлекали внимание педагогов и считались средством для построения школы нового типа. Профессор В.В. Кумарин пишет: "Луначарский, по совету Ильича, вместо «прусской модели» ввёл американскую. Ленину очень хотелось, чтобы пролетарские детишки росли здоровыми, не витали в облаках «всестороннего развития личности» (что такое «личность» и сколько у неё сторон — кто знает, пусть поднимет руку), а как можно раньше распознавали своё призвание и не болтались в жизненной проруби как круглые отличники".

В 1928 г. Дьюи приехал в Советский Союз, чтобы помочь Наркомпросу в освоении «способа проектов», Надежда Константиновна Крупская принимала его в своём кабинете на Чистых прудах.

 

 Внедрение метода проектов оказалось недостаточно продуманным и последовательным:

  • не было учителей, способных работать с проектами;
  • не было разработанной методики проектной деятельности;
  • чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения;
  • «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»;
  • отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.

 

 Постановлением ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 «О начальной и средней школе» метод проектов был осуждён, а его использование в школе – запрещено.

       В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах – США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии – применяли активно и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран. Разумеется, со временем произошли изменения; сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов». 

 «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

       Проекты, используемые как средство образования, могут быть типологизированы:

-по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;

- по числу участников: индивидуальные, групповые;

- по месту проведения: урочные, внеурочные;

- по образовательной области: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, надпредметные, внепредметные (внешкольные);

- по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), среднесрочные (до 1 месяца), долгосрочные.

       Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру:

  • постановка проблемы: формулировка цели проектирования, выдвижение гипотез – путей решения проблемы;
  • планирование деятельности по реализации продукта, выбор форм продукта;
  • подготовка продукта: сбор и систематизация информации, анализ полученных результатов, изготовление и оформление продукта;
  • подготовка презентации продукта;
  • презентация, самоанализ и самооценка;

 

Основная функция проектов в начальной школе – не дать угаснуть инициативности, воображению, свободе; научить управлять собственным поведением. Вместе с тем, проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную деятельность. В младшей школе она является вспомогательной, служебной.

Сегодня мы представляем опыт нашей школы в реализации проектной деятельности школьников.

В течение пяти лет в школе проходит итоговая конференция исследовательских и проектных работ учащихся младшей школы «Первый опыт».

Исследовательская деятельность – ещё один вид учебной деятельности. В ней формируются навыки анализа, сравнения и сопоставления, формулирования гипотез и т.д. Цель исследовательской деятельности – уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей. Исследование – это процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Требования к исследовательскому проекту — совершенно особые.

Главное из них – «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты.

Для направления деятельности учеников была разработана памятка начинающему исследователю:

  1. Выбери тему исследования
  2. Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
  3. Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
  4. Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
  5. Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
  6. Сделай выводы.
  7. Оформи результаты своей работы.
  8. Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Мы не ограничиваем ребят в выборе темы исследования. И даже если оформление не всегда соответствует сформулированным требованиям, работа пополняет коллекцию школьных проектов. Сегодня, чтобы познакомить вас с этим видом учебной деятельности, мы представляем работу ученицы 4А класса Новикова Вика «Летающие цветы – бабочки». Руководитель – учитель высшей категории Л.В. Абакумова.

       Интересен опыт организации проектной деятельности учащихся учителя высшей категории, Почётного работника Общего образования Татьяны Николаевны Красавиной.

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной творческой активности. Необходимо заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если вопрос проекта интересен ребёнку, то и проект будет успешен.

Межпредметный, среднесрочный, исследовательский, творческий проект «Мир загадочный и фантастический». Учащиеся 2А класса защищали групповые проекты по темам «Австралия», «Африка», «Антарктида», «Фантастический транспорт», «Остров Мудрос». Продукт работы был уникален в каждой группе: макеты, действующие модели, схемы, карты, рисунки, инсценировки. Обязательным условием работы было участие каждого члена группы в презентации «продукта».

Очень хочется познакомить вас с островом «Мудрос» (работу выполнили ученицы 2А класса Белик Варвара, Тихомирова Вера, Бурцева Аня).

«Мудрос» на языке будущего – доброта, разум, честность, благородство и счастье. Он расположен в море Информации и океане Мыслей. Это остров непознанного. Здесь живут люди будущего. Они не такие, как мы. Они очень умные, добрые, смелые. У них нет войн и злости. Живут эти люди вместе с различными существами.

Стремясь попасть на остров, люди выныривают из океана Мыслей и моря Информации и начинают своё путешествие к острову «Мудрос» на кораблях «Стремлений». Попадая на остров, они проходят лабиринты «Знаний» и сферы «Заповедников», которые сохранили образ прошлой жизни.

Познав науки, они готовы к восхождению на круг «Общения», который находится в центре острова. В кругу общения люди учатся находить общий язык с Разумными, сочувствовать, понимать ближнего, дружить. Ведь без этого человек не может правильно применить свои знания. После того, как люди научились общаться, они могут продолжить своё восхождение на «Древо Истины и Разума». Созерцая мир с высоты приобретённых знаний и умений, человек может осуществлять свои мечты, творить прекрасное, беречь прошлое, любить этот мир весь без остатка!

Всем понятно, что выполнить такую работу маленький человек ещё не в состоянии. Зато как замечательно, когда вместе с родителями можно фантазировать и творить!

Проект «Чистый город» - надпредметный, краткосрочный, практико-ориетнированный, творческий. Учащиеся 3А класса защищали проекты по трём номинациям: «Сбережём природу России» (создание «Красной книги» растений и животных Ленинградской области), «Витрина краеведческого музея» (Презентации, макеты и доклады об экосистемах нашей области), «Выборы мэра» (макеты района, представление предвыборной экологической программы).

Проект «Мой Петербург» (руководитель – Абакумова Людмила Васильевна, кандидат педагогических наук, учитель высшей квалификационной категории) - надпредметный, долгосрочный (сентябрь – декабрь 2011г.), информационный, творческий. Идея возникла в процессе участия класса в городской программе. Работая над проектом, учащиеся 4А класса не только посетили серию занятий в Русском музее, но и получили индивидуальные и групповые задания по исследованию истории создания музея, творчества русских художников и скульпторов, их произведений. Продуктом деятельности стала коллекция презентаций, представленных на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и на итоговой конференции.

       И всё же, полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Прообразом проектной деятельности здесь могут стать проектные задачи. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Её решение требует коллективно-распределительной деятельности учащихся – работы в малых группах. При этом проявляется умение или неумение планировать ход решения задачи, адекватно распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и контроль. Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными, разновозрастными и одновозрастными.

       В ходе решения проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему, анализировать успех и неуспех…);
  • целеполагать (ставить и удерживать цель);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять иную точку зрения).

Структура проектной задачи:

  •  
    1. Описание проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей решения её было несколько, а следовательно, и вариантов конечного «продукта» было несколько.
    2. Система (набор) заданий, которые должны быть выполнены группой детей.
    3. Реальный «продукт», который можно представить публично и оценить.

Вот некоторые проектные задачи, реализованные учителем высшей категории 
Еленой Владимировной  Игнатьевой:

Класс

Предмет

Название проектной задачи

1

математика

Путешествие на планету Математикус. Город Признакус (форма, цвет).

1

математика

Путешествие на планету Математикус. Город Относитикус (понятия «справа», «слева»…).

1

математика

Путешествие на планету Математикус. Город Величиния (площадь, длина, количество).

2

математика

Построй дом.

2

русский язык

Иллюстрированное пособие «Способы проверки орфограмм».

3

окруж. мир

Тайны природы.

3

математика

Путешествие в страну Логики.

4

межпредметная

День знаний.

3

внеурочная

23 февраля.

3

внеурочная

8 марта

3

внеурочная

Новый год в разных странах.

4

внеурочная

Правила дорожного движения.

4

внеурочная

Семейные традиции разных народов

 

Свой опыт Елена Владимировна представляла на городском семинаре: «Современные образовательные технологии: проектная деятельность младших школьников».

Итак, что можно сказать о проектной деятельности с точки зрения школьного учителя сегодня:

  1. Получить новое качество образования в рамках отдельных дисциплин с использованием только классно-урочной формы образования учебного процесса невозможно.
  2. Вместе с тем, основной в начальной школе остаётся учебная деятельность, проектная является вспомогательной.
  3. Методическая поддержка учителя, обучение его работе с проектами остаётся недостаточной.
  4. Работа над проектом требует большой подготовки и временных затрат.
  5. Результат не всегда очевиден. Если это развитие, то как его измерить?
  6. Мы умеем оценивать деятельность учебную, но не знаем, как проектную.
  7. Учитель, который сегодня организует такую работу, достоин уважения.

 

 

Заканчивая выступление, хочу предложить вашему вниманию проектную работу учащихся 2А класса, руководитель – учитель высшей категории Татьяна Николаевна Богатырёва «Иллюстрация стихотворения о весне» - работа – победитель школьного конкурса проектов.

 Татьяна Анатольевна Сенкевич,   заместитель директора по УР